Размышления накануне Дня Победы: правда и мифы о Великой Отечественной

90-ые годы многие из нас называют потерянным десятилетием, смутным временем.

90-ые годы многие из нас называют потерянным десятилетием, смутным временем. Наверное, в этом есть доля истины. Социально-экономическая яма, в которую угодила наша страна, привела к утере, казалось бы, вечных ценностей. Это выражается, например, в попытках принижения роли Советского Союза в победе в Великой Отечественной войне. 

90-ые годы многие из нас называют потерянным десятилетием, смутным временем.

Лишь несколько страниц в школьных учебниках истории, посвященных Великой Отечественной, небывалая популярность зарубежных фильмов, наподобие «Спасения рядового Райана» на фоне развала отечественного кинематографа, отсутствие воспитательных ценностей, идеологии после крушения пионерии и комсомола породили массу мифов о самой страшной войне человечества в смутное время. Неудивительно, что некоторые эксперты, причем доморощенные, стали активно принижать роль Советского Союза и советского народа в победе над гитлеровской Германией.

Как минимум кощунственным выглядит миф некоторых историков о том, что соотношение военных потерь на советско-германском фронте составило 20:1, то есть на каждого убитого немецкого солдата приходится 20 павших красноармейцев. Таким образом целенаправленно пропагандируется мысль, что советские военачальники не ценили жизни солдат, расценивая их в качестве «пушечного мяса». Да, когда враг стоял у ворот Москвы, на берегах Волги и у кавказского хребта, солдаты сражались, не щадя своей жизни – ведь вопрос стоял о самом существовании государства. Бросались грудью на амбразуры, шли на воздушный таран, а командиры погибали первыми, поднимая солдат в атаку – история еще не знает таких подвигов, какие совершали наши воины. Но в то же время многие военачальники старались воевать, как говорится, умением, бережливо относясь к каждой солдатской жизни. Примеров этому множество, достаточно прочитать мемуары известных отечественных маршалов и генералов – Рокоссовского, Василевского, Белобородова, Мерецкова.

По данным же некоторых немецких историков, таких как Рюдигер Оверманс, Мюллер-Гиллебранд, внезапно «осмелевших» после того, как СССР начал терять свою былую силу на международной арене, безвозвратные потери советских войск можно оценить в более чем 23 млн. человек, а общее число жертв советского народа превышает 45 млн. человек. Они считают, что число погибших среди мирного населения составляет 16-18 млн. человек. При этом число погибших германских военнослужащих на восточном фронте ими же оценивается максимум в 2-2,5 млн. человек. Этим историкам вторят и многие западные эксперты. Также подчеркивается, что за годы войны в немецкий плен попало более 6 млн. военнослужащих Красной Армии, из которых примерно 4 млн. погибли в гитлеровских концлагерях, что составляет 63,5% от общего числа пленных.

Вдумайтесь только в эти цифры! Нас хотят заставить поверить в то, что красноармейцы чуть ли не голыми руками шли в атаку против автоматов и пулеметов, причем все военные годы. А ведь кто-то, наверное, в это поверит.

По счастью, еще больше тех экспертов и историков, и даже не российских, а западных, таких, как, например, Д. Шульман, Э. Шоу, многих других, которые объективно и, главное, справедливо отмечают ведущую роль Советской Армии в разгроме фашистской Германии.

Псевдо-историки забывают, что, что помимо германских сухопутных сил, то есть вермахта, на стороне гитлеровцев на советско-германском фронте воевали многочисленные армии союзников. Например, летом 1942 года: 230 тысяч солдат и офицеров во 2-й венгерской армии (плюс 50-тысячный отдельный корпус, известный как «Мертвая армия»), почти 500 тысяч военнослужащих в 3-й и 4-й румынских армиях, не считая отдельного 40-тысячного корпуса в Крыму, 230 тысяч солдат в 8-ой итальянской армии, 300 тысяч в финских вооруженных силах, отдельные дивизии Словакии, Испании, других сателлитов, всех и не перечислить. Потери союзников Германии были огромными, если не сказать катастрофическими. Например, только в результате проведения блестяще задуманной (нашими генералами!) зимней кампании 1942-1943 гг. венгерская армия за считанные дни потеряла убитыми 50 тысяч солдат, еще 80 тысяч сдались в плен, обе румынские армии, прикрывавшие фланги разгромленной 6-й немецкой армии, понесли просто чудовищные потери – около 100 тысяч человек только убитыми. Итальянская же армия просто прекратила свое существование – и это произошло в течение всего одной недели! А сколько было плененных горе-союзников, пропавших без вести, умерших от ран и обморожений!

Под Сталинградом капитулировала вся группировка фельдмаршала Паулюса – по самым скромным подсчетам, около 300 тысяч человек. Общие потери немецких войск (включая пропавших без вести) только по итогам сражений в междуречье Дона и Волги в течение нескольких месяцев достигли миллиона солдат и офицеров.

По оценкам западных историков (вот уж кого можно не подозревать в лояльности к России!), в данных о погибших германских военнослужащих зачастую не учитывается число убитых солдат войск СС, а также фольксштурмовцев, потери которых в силу необученности были просто ошеломляющими. Почему мы не должны причислять их к военным потерям, ведь они воевали с оружием в руках? Как видим, цифры безвозвратных потерь с германской стороны уже не бьются, господа историки!

Да, в первые месяцы войны советские вооруженные силы понесли огромный урон. Только в июне-июле 1941 года западнее Минска сдались в плен свыше 400 тысяч красноармейцев. Первые полтора года Великой Отечественной не назовешь иначе, как драматичными, трагическими для Советской Армии. Однако наши солдаты, народ не были деморализованы – враг впервые столкнулся с массовым героизмом и отвагой. Через ошибки, трагизм первых лет войны полководцы набирали необходимый опыт и оттачивали военное мастерство. Начиная с Сталинграда, научились брать фашистские армии в кольцо и полон. Например, Корсунь-Шевченковский котел (около ста тысяч немецких солдат), 300 тысяч пленных в результате операции «Багратион» в Белоруссии в июне 1944 года, 300 тысяч капитулировавших у Хальбе в апреле 1945 года, около 300 тысяч сдавшихся на курляндском полуострове, около миллиона капитулировавших группы армий «Центр» в Чехословакии в самом конце войны… И таких котлов было превеликое множество.

Однако нерадивые историки (назовем вещи своими именами) правы в одном: процент умерших советских военнопленных в фашистском плену был несравнимо выше, чем число умерших немецких солдат в советских застенках. Примерное число погибших мирных граждан также, скорее всего, указывают верно. Этим данным есть свое объяснение. Надо помнить, что германская армия была не просто вооруженным соединением. Это была армия, пронизанная нацистской идеологией, воспитанная и обученная в атмосфере нетерпимости к другим народам. И она одинаково несет ответственность за преступления наравне с СС и зондеркомандами. К сожалению, многие, даже представители взрослого поколения, как-то забывают об этом. А ведь сохранились многочисленные свидетельства очевидцев, воспоминания бывших заключенных, отчеты руководства концлагерей, в которых отражено, что служащие вермахта также привлекались к операциям по массовому убийству граждан. Есть, наконец, бессмертные произведения Михаила Шолохова («Судьба человека»), Константина Симонова («Живые и мертвые»), Анатолия Кузнецова («Бабий Яр»), других авторов, подтверждающих геноцид со стороны германской армии.

Думается, что в обществе необходимо всегда рассказывать правду о Великой Отечественной, вести системную разъяснительную, патриотическую работу среди несовершеннолетних и молодежи. И тогда мы опять вернемся от рядового Райана (ни в коем случае не принижая вклад западных союзников), к нашим истокам, будем еще больше заботиться о наших прославленных ветеранах. Ведь именно они спасли мир от коричневой чумы. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру