В 2025 году российский авторынок демонстрировал снижающиеся продажи и замедление автокредитования. За 11 месяцев объем продаж новых легковых автомобилей снизился на 17,8%, достигнув 1,19 миллиона единиц, в то время как объем выданных автокредитов вырос лишь на 13,7% — это заметно ниже показателей прошлого года, когда рост составлял 49%. Эксперты ожидают, что рынок будет восстанавливаться постепенно, без быстрого возвращения к рекордам прошлых лет.
Анализ доступности покупки автомобиля показывает, что в 2025 году лишь 20,5% российских семей могут позволить себе приобретение и содержание недорогого автомобиля стоимостью около 1,3 миллиона рублей в кредит, что связано с ростом зарплат и снижением ставок по кредитам. Однако уровень доступности существенно различается по регионам: лидеры — Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотка и Магаданская область — показывают долю семей, способных на это, выше 40%. В Ямале около 58% семей могут позволить себе покупку автомобиля, а в Москве эта цифра — около 42%. В то же время, на юге и в республиках Северного Кавказа только около 2% семей могут приобрести и обслуживать подобное транспортное средство.
Также значительно меньше семей в регионах, таких как Ингушетия, Чечня и Дагестан, — менее 5%, могут позволить себе покупку автомобиля за 1,3 миллиона рублей, и лишь около 13% семей по всей России могут приобрести автомобиль средней стоимости (2,9 млн рублей) в этих условиях. В Якутии около 33% семей способны приобрести автомобиль за 1,3 миллиона рублей, и 13% — за 2,9 миллиона рублей.
В целом, несмотря на улучшение доступности в некоторых регионах, для большинства семей России покупка автомобиля остается недостижимой или требует значительных финансовых усилий, особенно в регионах с низкими доходами и высокими затратами на содержание и обслуживание авто.