МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Якутия

Айсен Николаев на «Транспортной неделе» обсудил северный завоз и предложил продлить срок казначейских кредитов

Глава Якутии Айсен Николаев принял участие в стратегической сессии «Логистика северного завоза: от планирования до потребителя» на форуме «Транспортная неделя». В ходе мероприятия, организованного Комитетом Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, обсуждались ключевые вызовы и перспективы доставки грузов в труднодоступные районы Севера.

Айсен Николаев подчеркнул стратегическую значимость северного завоза для Якутии, половина территории которой находится в Арктической зоне. Ежегодно в республику доставляется свыше 2 млн тонн грузов, из которых 1,4 млн тонн являются жизненно необходимыми. В 2025 году общая стоимость этих поставок превысит 70 млрд рублей. Глава региона отметил, что в нынешнем году тема северного завоза находится под особым контролем федеральных властей, а Госкорпорация «Росатом» вносит значительный вклад в организацию работ.

Вступление в силу федерального закона «О северном завозе» стало, по словам Николаева, важнейшим шагом, открывшим новые механизмы господдержки, в частности, казначейские кредиты. «Для Якутии это было одно из тех решений, которое позволило нам обеспечить завоз», — заявил он.

Вместе с тем, Глава Якутии предложил увеличить объем казначейских кредитов и продлить срок их погашения до трех лет, объяснив это длительным циклом использования завозимого топлива и необходимостью обеспечения оборотных средств. ««Омертвление» средств на три года не позволяет быстро обеспечить обороты. Я считаю, что рано или поздно вопрос по увеличению сроков по казначейским кредитам до трех лет надо будет решать», — пояснил Айсен Николаев.

Среди ключевых проблем северного завоза Николаев выделил состояние флота, особенно речного, и необходимость модернизации инфраструктуры. Он акцентировал внимание на важности поддержки системообразующих компаний, таких как «Ленское объединенное речное пароходство», и отметил риски, связанные с устаревшими судами и ужесточением экологических требований.

Также Айсен Николаев сообщил о планах по запуску с 2026 года деятельности Единого морского оператора (ЕМО) северного завоза совместно с «Росатомом». Среди предложенных инициатив на федеральном уровне — субсидирование транспортных расходов и банковских процентов, создание программы льготного кредитования для пополнения оборотных средств предприятий, а также распространение механизма субсидий ЕМО на речные перевозки до конечных пунктов доставки.

«Общими усилиями мы дело с мёртвой точки сдвинули. И главное, чтобы мы могли обеспечивать завоз в интересах наших граждан», — подытожил Глава Якутии.

Форум «Транспортная неделя – 2025» завершится 21 ноября и служит площадкой для выработки решений по развитию транспортной системы России.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах