Сэсэн Аржаков: у истоков якутского самоуправления

Алексей Аржаков, известный в народе как Сэсэн Аржаков, – один из тех лидеров якутского самоуправления, кто в 18 веке отстаивал интересы северного края на высшем уровне перед царской властью Российского государства.

Алексей Аржаков, известный в народе как Сэсэн Аржаков, – один из тех лидеров якутского самоуправления, кто в 18 веке отстаивал интересы северного края на высшем уровне перед царской властью Российского государства. В 1788 г., будучи головой Борогонского улуса, Алексей Аржаков поехал на прием к Екатерине II для вручения ей "Плана о якутах с показанием казенной пользы и выгоднейших положениев для них". 

Алексей Аржаков, известный в народе как Сэсэн Аржаков, – один из тех лидеров якутского самоуправления, кто в 18 веке отстаивал интересы северного края на высшем уровне перед царской властью Российского государства.

«План о якутах…»

Этот документ, как известно из архивных документов, был лично представлен императрице Екатерине II 18 сентября 1789 года. Для этого автор "Плана", как писали чиновники Якутского областного правления, "без выезда" находился в Петербурге два года и добился приема.

"По преданию инородцев, — писала газета "Якутская жизнь" от 15 июня 1908 года, — Аржаков был благосклонно принят императрицею, которая удостоила его продолжительной беседой, чему, вероятно, не мало способствовали красивая наружность, высокий рост и замечательный ум".

"План о якутах" состоял из описания "прежняго и нынешняго состояния" якутов. Автор писал, что "они в прошедшее столетие добровольно поддались Российской державе, постоянно и исправно платят в казну Великого государя ясачную подать и своей прилежной службой снискали себе расположение правительства. Многие якуты были удостоены "почестью дворянства по московскому списку". Описывая современное "состояние" якутов, Аржаков обращал внимание на то, что якуты перевозят на своих лошадях в Охотск и другие пункты Северо-Востока Сибири различные провианты, казенные тяжести, включая грузы экспедиций, церковные принадлежности, состав воинских отрядов, их грузы и снаряжения, тем самым способствуют Российской империи для утверждения ее власти на северо-западном побережье Тихого океана.

О чем же ходатайствовал Аржаков перед царской властью в "Плане о якутах"? Среди основных прошений вопросы о необходимости установления должности якутского областного головы или предводителя, который должен избираться из числа улусных голов или князцов, так же как губернский предводитель дворянства, и должен подчиняться непосредственно главному правителю наместничества и его канцелярии; об учреждении судебного органа - «совестного якутского суда», в состав которого вошли бы областной предводитель, отдельные улусные головы и наслежные князцы.

Отстаивая интересы коренного населения в условиях ясачного гнета, Аржаков выдвинул ходатайство об освобождении якутов от повинности тянуть лодки по рекам, возложив эту обязанность "на ссыльных законопреступников", а также от содержания 36 станций по Иркутскому тракту, заменив их "присылаемыми российскими людьми". Отдельный пункт в «Планах» гласит о необходимости назначения на должность исправников таких лиц, чье "благоповедение в тамошнем краю было известно", и знакомых с языком и обычаями якутов. Также выдвинуты ходатайства об учреждении в Якутске "училища для якутского народа, коих обучать российской грамоте и другим наукам... дабы оные впредь были годны на службу общественную и государственную и к просвещению сородцов своих", и о том, что следовало бы узаконить право частной собственности на землю с передачей ее "на вечное владение тому, кто оную сначала обработал".

Кроме того, ссылаясь на § 1 и 20 царской "Грамоты дворянству" от 21 апреля 1785 г., автор "Плана о якутах" просил, чтобы императрица пожаловала якутских князцов и голов дворянским достоинством.

"План о якутах" обсуждался на заседании Государственного Совета 1 октября 1789 г. под названием "Прошение, поданное на Высочайшее ее Императорского Величества имя, от якутского князца Борогонского улуса головы Алексея Аржакова, с описанием прежняго и нынешняго состояния якутов, и с предложением выгоднейших для казенной пользы и для их положений", то есть практически сразу после приема императрицы. При этом Государственный Совет находил "неудобности в учреждении у якутов областного головы и совестного суда, равно как в увольнении якутов от тяги лодок по рекам и с почтовых станов от Иркутска до Якутска, и в утверждении земель за тем, «кто их первый обработал". Совет считал, что заведение училища в Якутске было бы полезно. Однако проблема более подробно должна быть известна на месте, для чего решено было представить их на рассмотрение генерал-губернатора Восточной Сибири, ему же поручили, чтобы "в исправники и другие должности" избирались люди, знакомые с обычаями и языком якутов.

Императрица Екатерина II, рассмотрев "План о якутах", в специальном рескрипте на имя Иркутского генерал-губернатора Пиля, указала, что выбор якутского предводителя может быть дозволен, также как открытие училища, заведение совестного суда и назначение исправника, если это можно, из лиц, знающих якутский язык.

В благодарной народной памяти

Таким образом, Сэсэн Аржаков пошел по следам "лутчих людей" Якутии, среди которых был хангаласский тойон Мазары Бозеков, чья поездка в Москву 1676-1677 г.г. с челобитной царю имела успех в послаблении ясачного режима. Его по праву можно назвать одним из тех лидеров народа саха, которые сыграли выдающуюся роль в истории взаимоотношений России и Якутии, когда только закладывались и начинали крепнуть государственные порядки.

И, как известно, в 1789 г. в Якутске открылась приходская школа. В октябре 1793 на выборах был избран якутским областным головой В.В. Сыранов, но не был утвержден.

Сэсэн Аржаков родился в Усть-Алданском улусе в 1739 году. Если Мазары Бозеков и Софрон Сыранов происходили из знатных богатых древних якутских родов, то Сэсэн Аржаков, по преданиям, был выходцем из бедной семьи. Его отца звали Собосут (в переводе с якутского: рыбак, ловец карасей).

В народной памяти Сэсэн Аржаков остался и как замечательный певец-импровизатор олонхо, мастерски владеющий родным языком, как превосходный рассказчик. С детства был вхож в богатые дома, т.к. знатные князья нередко приглашали сказителя, чтобы послушать олонхо в его исполнении. В молодые годы он обучился русской грамоте и русскому языку. Благодаря природной смекалке, уму и предприимчивости Аржаков в зрелом возрасте добился уважения и почета, богатства и карьеры. Известно, что он дорос от волостного князца до должности головы Борогонского улуса и долгие годы руководил им бессменно.

Сэсэн Аржаков прожил долгую жизнь. У него было три сына и три дочери. Скончался в 1834 г. в возрасте 95 лет. Умирая, завещал, чтобы его похоронили в одной из девяти могил, чтобы последующие потомки не тревожили его вечный покой.

275-летию посвящается

В 2014 году общественность Республики Саха отметит 275-летие со дня рождения якутского общественно-политического деятеля, философа Сэсэна Аржакова. В октябре сего года на родине нашего замечательного земляка, в Усть-Алданском улусе, прошло первое мероприятие в рамках празднования этой даты.

Вот что рассказала редактор якутского издания журнала “Илин” Зоя Петухова, на протяжении ряда лет изучающая историю Якутии в лицах:

- 2 октября в селе Тумул Усть-Алданского улуса, в местности

Собоґут аартыга установили монумент из черного гранита в честь Сэсэна Аржакова. Ранее эту местность не связывали с его именем, однако при работе с архивом Борогонского наслега (с. Тумул) документально подтверждено, что именно здесь родился и вырос Сэсэн Аржаков, сын старика Собоґут. В ревизском акте 1816 года Сэсэн Аржаков значится под именем Мучун.

Народная память хранит о нем много преданий как о яркой неординарной личности. Его жизнь и деятельность до сих пор привлекают интерес для пытливого ума исследователей. Расскажу об одном неординарном случае, свидетелем которого я стала этим летом. В один из летних дней мы, несколько человек, отправились в местность Собоґут аартыга, с нами была ясновидящая Надежда Алексеевна Аржакова-Иванова. Там Надежда Алексеевна вдруг отводит меня в сторонку и говорит: “Здесь я вижу мужчину, держащего на руках грудного ребенка с большой головой, а женщина лежит на нарах»… И, действительно, по преданиям, Сэсэн появился на свет очень крупным ребенком с большой головой, длинными руками и ногами. Предположительно, мать умерла при родах от кровотечения. А Сэсэна с детства звали “Тулаайах уол”, т.е. мальчик-сирота. Эту драматическую картину из прошлого «увидела» Надежда Алексеевна, человек одаренный от природы. И даже это явление еще раз подтверждает, что Собоґут аартыга является местом рождения Сэсэна Аржакова.

- Известно, что когда рисовали портрет Сэсэна Аржакова, тоже было много мистеческого...

- Да. Будучи главой Борогонского наслега, Михаил Сергеев попросил нашего земляка, народного художника Ивана Алексеева нарисовать портрет Аржакова. Иван рассказывал, как долго мучился над этой работой, пока в один вечер ему, то ли во сне, то ли наяву, не пригрезился сам старик. “Меня как-то рисуют не похоже, - сказал он художнику, представ перед ним как живой. – А я на самом деле выгляжу так”. После этой «встречи» работа заладилась, буквально через несколько дней Иван закончил картину. Так, народный художник работал над портретом в состоянии особого одухотворения, озарения. Этот портрет, на котором запечатлен старец с вьющимися голубоватыми волосами и бородой, является одним из лучших произведений художника, рано ушедшего из жизни.

Упорство Сэсэна Аржакова, делегированного своими земляками в далекий Петербург, заслуживает особого уважения. И то, что Екатерина II вместо положенных 15 минут побеседовала с посланцем из Ленского края целых три часа, говорит само за себя.

«План о якутах…», составленный Сэсэном Аржаковым, свидетельствует о том, что он был зрелым политиком, идеологом, человеком философского ума, и, по сути, является долгосрочной программой социально-экономического развития Якутии. В области просвещения, к примеру, Аржаков ставил вопрос об открытии училища для подготовки госслужащих, чиновников. Вспомним, что это был 1789-й год, а в России подобное училище, где учился Пушкин, было открыто только в 1810 году, во времена Сперанского. Не случайно Аржаков возглавил созревшее в то время общественно-политическое движение за облегчение ясачного режима. И эта поездка увенчалась, прежде всего, экономическими достижениями, так как впоследствии были пересмотрены условия ясачного обложения для якутов. А императорский указ о выборах областного предводителя впоследствии был претворен в жизнь Степной Думой.

О жизни этого замечательного человека, навстречу 275-летию со дня его рождения, сегодня снимается документальный фильм. Мы провели летние съемки в его родном улусе. В дальнейшем планируем вести съемки в местах, где он бывал – в Охотске, Иркутске, Санкт-Петербурге. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру