Бюджет-2014: придется затянуть пояса

Под занавес минувшей рабочей недели народные депутаты пятого созыва Ил Тумэна провели четвёртую (очередную) сессию.

14.12.2013 в 23:35, просмотров: 2439

Под занавес минувшей рабочей недели народные депутаты пятого созыва Ил Тумэна провели четвёртую (очередную) сессию. В повестке дня было 90 вопросов, рассмотрению которых было отведено два дня заседаний - 5-6 декабря. Главным итогом пленарки стало принятие госбюджета республики на 2014 год. 

Бюджет-2014: придется затянуть пояса

Дефицит – 10, 4 млрд рублей

Бюджет республики на 2014 год принят сразу во втором и окончательном чтении. Обремененный долгами текущего бюджета, новый бюджет Якутии принят с дефицитом в 10,4 млрд рублей. То есть прогнозируемый объем доходов составит 133 731 395 тысяч рублей, расходы — 144 107 192 тысячи рублей.

При этом значительных колебаний в доходной и расходной частях финансового документа, если сопоставить основные параметры с госбюджетом Якутии 2013 года, не наблюдается. Однако «передвижки» произошли внутри самого бюджета: при значительном сокращении объёма налоговых поступлений расходы на фонд оплаты труда существенно возросли. Напомним, что снижение поступления налога связано, прежде всего, с введением в действие новой статьи Налогового кодекса РФ о КГН – консолидированной группе налогоплательщиков, в связи с чем налоговые поступления в казну республики от таких компаний, как «Якутуголь», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», резко снизились.

И все же программу экономического развития республики на предстоящий год стоит назвать умеренно-оптимистичной. АК «АЛРОСА» продолжает оставаться одним из основных бюджетообразующих предприятий консолидированного бюджета Якутии. Как подчеркнул на своей пресс-конференции журналистам СМИ спикер парламента Александр Жирков, бюджет-2014, несмотря на сложности, остался социально-ориентированным. Параметры расходной части госбюджета рассчитаны, исходя из ограничений, установленных бюджетным законодательством к предельным размерам дефицита бюджета. При этом учтены приоритеты реализуемой в республике государственной политики: повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, дальнейшее развитие сельских территорий, строительство детских садов и общеобразовательных учреждений, переселение граждан из аварийного и ветхого жилья и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, исполнение государственных обязательств в отношении социально незащищенных слоев населения.

Что касается детей-сирот, то на строительство жилья для них в бюджете предусмотрено, как известно, всего 162 млн 373 тысячи рублей, когда как, по прогнозам, для решения проблемы в следующем году потребуется 600 млн рублей. В текущем году все дети-сироты, кто по возрасту имел на это право, получили благоустроенное жилье, а на следующий год решено использовать 360 млн рублей, оставшихся неосвоенными на счетах муниципалитетов. Недостающую сумму правительство республики пообещало выделить дополнительно в течение года.

Спорная методика

Еще один закон, имеющий большое значение для сельского населения республики – «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства». Споры возникли по поводу методики расчёта субвенций на поддержку сельскохозяйственного производства. Инициаторы законопроекта (правительство республики) предлагают прекратить выплату субсидий за молоко тем, кто имеет в своем хозяйстве менее пяти голов скота. А к этой категории относится значительная часть сельского населения. В этом социально значимом вопросе парламент не пошел на компромисс с правительством – группа парламентариев внесла поправку об отсрочке действия пункта 2 Методики, оговаривающей условия сдачи молока, до 1 января 2015 года, хотя в целом закон вступит в силу 1 января 2014 года. Целый год даётся правительству для того, чтобы разработать и внести новую Методику, более эффективную, экономически обоснованную и учитывающую интересы мелких частных хозяйств. Депутаты предложили более широко изучить вопрос с проведением на местах разъяснительной работы, учесть мнение сельчан.

В этом вопросе, резюмируя итоги сессии, спикер выразил свое неодобрение позиции Министерства сельского хозяйства, которое выбрало путь экономического принуждения к переходу мелких хозяйств на товарное производство. «До конца года мы не раз будем возвращаться к этой проблеме, необходимо заложить более щадящие режимы», - сказал он.

Прочие поправки

Среди проектов республиканских законов, в ходе чтения которых внесены поправки парламентариев, – Закон РС (Я) «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)». Законом предусмотрен запрет розничной продажи алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, за исключением розничной продажи, осуществляемой организациями. Внесена поправка в статью 5 проекта закона, по которой он вступит в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением статьи 2, которая вступит в силу 1 января 2015 года. Отложение срока вступления закона в силу даст возможность предпринимателям переориентировать бизнес.

В рамках приведения в соответствие с федеральным законодательством в республиканский закон о государственной гражданской службе внесены изменения. Согласно поправкам, с 1 января 2014 года гражданин не может быть принят на гражданскую или муниципальную службу, если он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований в соответствии с заключением призывной комиссии, в котором так и будет написано: «не прошел службу, не имея на то законных оснований».

Еще одно изменение коснулось квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «Обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы. Теперь у них должно быть высшее образование, соответствующее направлению деятельности.