Живописец Екатерина Суржанинова: Хочу показать миру якутский Север изнутри

Живописец Екатерина Суржанинова: Хочу показать миру якутский Север изнутри
Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой

Талантливая художница-живописец, изображающая в своих картинах дыхание и красоту Севера, представляющая силу, дух и историю её жителей – Екатерина Суржанинова. Она является примером того, каким образом можно вернуться к истокам и открыть для себя новые пути в любимом деле. Сегодня Екатерина рассказала нам о главном мотиве своих работ, о своих корнях и персональной выставке «Мит чайлэ. Наш свет».

Добрый день! С чего вы начали творческий путь?

Возможно, все началось в пять лет, когда я сказала маме, что хочу стать художником. Так как рисовать нравилось всегда, и не помню момент, когда впервые взяла в руки карандаш. В первом классе, присмотревшись к моим предпочтения, родные отдали меня в Черскую школу искусств. Но после второго класса мы переехали в Якутск, где у пожилых дедушки с бабушкой были уже другие заботы.

В школе я много думала о том, что надо приземлиться и выбрать другую профессию. Но карандаш из рук не выпускала, рисуя на всем, что можно. Так, ближе к поступлению решила долго не терзать голову выбором и пойти на то, что лучше получается – в Якутское Художественное Училище.

Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой

Основной темой ваших работ служит Север. Чем это вызвано? Какие темы еще раскрываете в своих работах?

К теме Севера пришла не сразу. Скорее, этот интерес зрел годами. Когда я, скучая по родине, интуитивно искала в новостях, книгах что-то о ней. А с приходом интернета и смартфонов доступ к информации расширился, и я стала целенаправленно искать ответы на интересующие меня вопросы.

Когда я сидела в декрете, восьмого марта мне подарили набор акварели. И первое, что вырвалось с кисти, были иллюстрации на тему юкагиров и чукчей. Тогда я задумалась, что такое должно быть запечатлено более долговечным материалом. И поставила себе задачу научиться масляной живописи. Закупала по возможности красок. И так как мой опыт, полученный в училище, был больше про дизайн и сценографию, учиться пришлось самостоятельно, прорабатывая свои слабые места. Ходила за советом к опытным мастерам, стала выбираться на пленэры. Можно сказать, я и по сей день учусь, познаю разные возможности этой техники.

Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой

Как вам кажется, каким образом Север, ваша родная Колыма повлияла на ваше восприятие как художника? Если не ошибаемся, у вас юкагирские корни?

Первым делом моя любовь и тоска привела меня к попытке ее понять. Это как познание себя через то, что тебя взрастило. Проще говоря, через творчество я становлюсь ближе к своим предкам и стараюсь найти внутреннюю гармонию, что была утеряна в результате незапланированного переезда в детстве.

У меня есть юкагирские корни и не только. Насколько мне известно, во мне также течет кровь якутов, русских, поляков, эвенов и чукчей. Правда в каких пропорциях я не успела узнать.

Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой

Для написания картин изучаете какие-нибудь материалы? Исторические, этнографические?

Иногда сперва зарождается идея, потом я ее обрисовываю деталями, собирая информацию из разных источников. А порой наоборот – натыкаюсь на интересные вещи в публикациях и книгах, после чего формируются образы, как это было в картине с пиктографическим письмом юкагиров. Конечно, есть очень большое число натурных работ, где авторские исправления минимальны, и подана жизнь этого дня, хоть и под призмой моего взгляда.

Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой

В чем видите свою сверхзадачу, как художника?

О каких-либо сверхзадачах я не думала. Но есть желание показать миру якутский Север и людей, чья жизнь и история неразрывно связана с этими землями. Показать какой он есть изнутри для того, чтобы широкой общественности он стал ближе и понятнее. Ведь мы часто сталкиваемся с некой экзотизацией и штампами, что приходят от незнания. Вместе с этим теряется объективность взглядов, что немного удручает и имеет свои последствия.

Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой

Что вам больше нравится изображать – пейзажи или портреты? Чем именно?

Мне очень нравится работать над портретами. Хоть это порой бывает и сложно, не всегда все идет как по маслу. Ведь в одну из основных задач ставится сходство с реальным человек. Но на это и приятней смотреть, и интересней работать. Присутствует какой-то магнетизм в портретах. Чувствуешь в них жизнь.

А в пейзажах главное поймать настроение. В годы обучения в ЯХУ, как раз таки пейзажи у меня хуже получались. Поэтому до сих пор делаю акцент на этом, стараясь подогнать их, работая с натуры и шлифуя навыки.

Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой

Вы представили публике свою персональную художественную выставку «Мит чайлэ. Наш свет». Расскажите о ней, пожалуйста – чем вдохновились?

На данной выставке ключевой картиной, чья идея связала в цепь всю экспозицию, стал «Свет в рогах оленя. Солнечный олень», где олень – это олицетворение человеческой мечты, а солнце в его рогах – счастье, что человек, как охотник желает поймать в аркан своих возможностей и стремлений. Во время работы над этой картиной пришло осознание, что солнце светит для всех вокруг, и даже в нас отражаются его лучи. Порой приходят маленькие личные открытия в неожиданных местах. И хотелось бы, чтобы и зрители что-то свое для себя открыли.

Мне очень повезло, что задумку удалось воплотить в большом выставочном зале Исторического парка «Россия – Моя история». К слову, мы решили продлить дни работы выставки до 19 апреля. Буду рада всем, кто придет.

Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой

Придерживаетесь каких-либо ритуалов перед рисованием?

Не скажу, что это ритуал или традиция. Но как правило, спокойней начинать работать, когда все важные дела улажены, дом убран и есть хоть что-то поесть. Так меньше шансов отвлечься или в случае, если я сама забудусь в работе, в момент перерыва обнаружить вокруг себя бардак, от которого будет гложить совесть.

Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой

Помните свою первую работу? Или есть ли особенные для сердца картины?

Самую первую работу, боюсь, не припомню. Но картина «Мечты. Видение» была написана в годы, когда осознанно начала вступать на путь свободного художника. И попыталась вложить в нее все силы, стремления к этому, все что успела наработать опытом на тот момент. И она для меня очень дорога.

Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой

Кроме живописи, хотели бы попробовать себя в чем-то новом? Или может уже увлекаетесь?

С некоторыми интересующими меня вещами я уже соприкасаюсь посредством творчества. Это археология, этнография, путешествия. Также в поездках стараюсь по максимуму запечатлеть на фото и видеоматериалах то, что заинтересует. Снимала небольшие документальные фильмы о поездках, которые в последствии отдавала на монтаж более опытным операторам.

Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой

Пожалуй, только с кино и театром пока было мало контактов. Но на открытии выставки «Мит чайлэ. Наш свет» совместно с Театром КМНС и представителями коренных малочисленных народов мы ставили театрализованное представление с танцем. Интересный был опыт.

Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой
 
Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой

Какие советы можете дать начинающим художникам?

Всегда прислушиваться к внутреннему голосу. Не бояться пробовать. Ошибки – это не страшно, если делать после них правильные выводы и идти дальше. Необязательно, чтобы чей-то путь подходил и вам, выбирайте свой – то, что подходит вам и к чему тянется сердце. Там, где есть желание, будет и действие.

Фото: личный архив Екатерины Суржаниновой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру