Талантливая художница-живописец, изображающая в своих картинах дыхание и красоту Севера, представляющая силу, дух и историю её жителей – Екатерина Суржанинова. Она является примером того, каким образом можно вернуться к истокам и открыть для себя новые пути в любимом деле. Сегодня Екатерина рассказала нам о главном мотиве своих работ, о своих корнях и персональной выставке «Мит чайлэ. Наш свет».
Добрый день! С чего вы начали творческий путь?
Возможно, все началось в пять лет, когда я сказала маме, что хочу стать художником. Так как рисовать нравилось всегда, и не помню момент, когда впервые взяла в руки карандаш. В первом классе, присмотревшись к моим предпочтения, родные отдали меня в Черскую школу искусств. Но после второго класса мы переехали в Якутск, где у пожилых дедушки с бабушкой были уже другие заботы.
В школе я много думала о том, что надо приземлиться и выбрать другую профессию. Но карандаш из рук не выпускала, рисуя на всем, что можно. Так, ближе к поступлению решила долго не терзать голову выбором и пойти на то, что лучше получается – в Якутское Художественное Училище.

Основной темой ваших работ служит Север. Чем это вызвано? Какие темы еще раскрываете в своих работах?
К теме Севера пришла не сразу. Скорее, этот интерес зрел годами. Когда я, скучая по родине, интуитивно искала в новостях, книгах что-то о ней. А с приходом интернета и смартфонов доступ к информации расширился, и я стала целенаправленно искать ответы на интересующие меня вопросы.
Когда я сидела в декрете, восьмого марта мне подарили набор акварели. И первое, что вырвалось с кисти, были иллюстрации на тему юкагиров и чукчей. Тогда я задумалась, что такое должно быть запечатлено более долговечным материалом. И поставила себе задачу научиться масляной живописи. Закупала по возможности красок. И так как мой опыт, полученный в училище, был больше про дизайн и сценографию, учиться пришлось самостоятельно, прорабатывая свои слабые места. Ходила за советом к опытным мастерам, стала выбираться на пленэры. Можно сказать, я и по сей день учусь, познаю разные возможности этой техники.

Как вам кажется, каким образом Север, ваша родная Колыма повлияла на ваше восприятие как художника? Если не ошибаемся, у вас юкагирские корни?
Первым делом моя любовь и тоска привела меня к попытке ее понять. Это как познание себя через то, что тебя взрастило. Проще говоря, через творчество я становлюсь ближе к своим предкам и стараюсь найти внутреннюю гармонию, что была утеряна в результате незапланированного переезда в детстве.
У меня есть юкагирские корни и не только. Насколько мне известно, во мне также течет кровь якутов, русских, поляков, эвенов и чукчей. Правда в каких пропорциях я не успела узнать.

Для написания картин изучаете какие-нибудь материалы? Исторические, этнографические?
Иногда сперва зарождается идея, потом я ее обрисовываю деталями, собирая информацию из разных источников. А порой наоборот – натыкаюсь на интересные вещи в публикациях и книгах, после чего формируются образы, как это было в картине с пиктографическим письмом юкагиров. Конечно, есть очень большое число натурных работ, где авторские исправления минимальны, и подана жизнь этого дня, хоть и под призмой моего взгляда.

В чем видите свою сверхзадачу, как художника?
О каких-либо сверхзадачах я не думала. Но есть желание показать миру якутский Север и людей, чья жизнь и история неразрывно связана с этими землями. Показать какой он есть изнутри для того, чтобы широкой общественности он стал ближе и понятнее. Ведь мы часто сталкиваемся с некой экзотизацией и штампами, что приходят от незнания. Вместе с этим теряется объективность взглядов, что немного удручает и имеет свои последствия.

Что вам больше нравится изображать – пейзажи или портреты? Чем именно?
Мне очень нравится работать над портретами. Хоть это порой бывает и сложно, не всегда все идет как по маслу. Ведь в одну из основных задач ставится сходство с реальным человек. Но на это и приятней смотреть, и интересней работать. Присутствует какой-то магнетизм в портретах. Чувствуешь в них жизнь.
А в пейзажах главное поймать настроение. В годы обучения в ЯХУ, как раз таки пейзажи у меня хуже получались. Поэтому до сих пор делаю акцент на этом, стараясь подогнать их, работая с натуры и шлифуя навыки.

Вы представили публике свою персональную художественную выставку «Мит чайлэ. Наш свет». Расскажите о ней, пожалуйста – чем вдохновились?
На данной выставке ключевой картиной, чья идея связала в цепь всю экспозицию, стал «Свет в рогах оленя. Солнечный олень», где олень – это олицетворение человеческой мечты, а солнце в его рогах – счастье, что человек, как охотник желает поймать в аркан своих возможностей и стремлений. Во время работы над этой картиной пришло осознание, что солнце светит для всех вокруг, и даже в нас отражаются его лучи. Порой приходят маленькие личные открытия в неожиданных местах. И хотелось бы, чтобы и зрители что-то свое для себя открыли.
Мне очень повезло, что задумку удалось воплотить в большом выставочном зале Исторического парка «Россия – Моя история». К слову, мы решили продлить дни работы выставки до 19 апреля. Буду рада всем, кто придет.

Придерживаетесь каких-либо ритуалов перед рисованием?
Не скажу, что это ритуал или традиция. Но как правило, спокойней начинать работать, когда все важные дела улажены, дом убран и есть хоть что-то поесть. Так меньше шансов отвлечься или в случае, если я сама забудусь в работе, в момент перерыва обнаружить вокруг себя бардак, от которого будет гложить совесть.

Помните свою первую работу? Или есть ли особенные для сердца картины?
Самую первую работу, боюсь, не припомню. Но картина «Мечты. Видение» была написана в годы, когда осознанно начала вступать на путь свободного художника. И попыталась вложить в нее все силы, стремления к этому, все что успела наработать опытом на тот момент. И она для меня очень дорога.

Кроме живописи, хотели бы попробовать себя в чем-то новом? Или может уже увлекаетесь?
С некоторыми интересующими меня вещами я уже соприкасаюсь посредством творчества. Это археология, этнография, путешествия. Также в поездках стараюсь по максимуму запечатлеть на фото и видеоматериалах то, что заинтересует. Снимала небольшие документальные фильмы о поездках, которые в последствии отдавала на монтаж более опытным операторам.

Пожалуй, только с кино и театром пока было мало контактов. Но на открытии выставки «Мит чайлэ. Наш свет» совместно с Театром КМНС и представителями коренных малочисленных народов мы ставили театрализованное представление с танцем. Интересный был опыт.
Какие советы можете дать начинающим художникам?
Всегда прислушиваться к внутреннему голосу. Не бояться пробовать. Ошибки – это не страшно, если делать после них правильные выводы и идти дальше. Необязательно, чтобы чей-то путь подходил и вам, выбирайте свой – то, что подходит вам и к чему тянется сердце. Там, где есть желание, будет и действие.
