Оленеводческим общинам предложено присвоить статус сельхозпроизводителей

Оленеводческим общинам предложено присвоить статус сельхозпроизводителей
Оленевод из эвенкийского села Иенгра в Якутии. Фото: pravyakutia.ru

Дискуссионный клуб ПОРА, состоявшийся в рамках Северного форума, был посвящен проблемам и перспективам северного оленеводства. Его модератором выступил Александр Воротников, координатор экспертного совета ПОРА.

Несмотря на выход государства в 1990-х, оленеводство не исчезла. Сегодня в некоторых регионах наблюдается подъём поголовья, люди держатся за оленей, есть хорошие примеры сохранения и внедрения новых технологий в эту традиционную отрасль, констатировал Григорий Ледков, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и сенатор от ЯНАО. Он высказал уверенность в сохранении больших общественных производств там, где они остались, с наладкой на их основе глубокой переработки получаемого сырья. При этом большая часть поголовья оленей теперь в частных руках, и таким оленеводам тоже необходима поддержка, говорит он. Для этого общинам КМНС нужно присвоить статус сельхозпроизводителей, что значительно облегчает ведение бизнеса и дает право на государственную поддержку, считает Ледков.

«Толкование понятия общины КМНС как некоммерческого объединения приводит к тому, что общины для получения господдержки регистрируются в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это способствует «двойной регистрации» общин и не позволяет вести реальный статистический учет объединений малочисленных народов», - добавил заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Якутии Михаил Погодаев. Он привел статистику: в республике работают 102 оленеводческих хозяйства, а оленьи пастбища покрывают свыше четверти территории республики.

Депутат Государственного собрания РС (Я) Елена Голомарева обратила внимание, что в Государственную Думу уже вносились законопроекты, регулирующие жизнь коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В частности, речь шла о северном домашнем оленеводстве и о государственной поддержке лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни. Однако в силу разных причин законопроекты так и не стали законами. Между тем, например, юридическое признание статуса чумработниц (как правило, женщины в оленеводческих хозяйствах выполняют эту важную роль) очень значимо для исчисления стажа и пенсионного обеспечения, говорит Голомарева. «Считаю необходимым инициировать принятие на федеральном уровне закона о государственной поддержке лиц, ведущих традиционный уклад жизни», - сказала она.

Минсельхоз и Минвосторазвития РФ должны объединить усилия регионов на федеральном уровне, согласен Анатолий Широков, сенатор от Магаданской области и член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. По его мнению, требуется оснащение оленеводческих районов современными убойными комплексами, чтобы сменить принятый «тундровый забой» и повысить КПД оленеводства. Еще одна ключевая мера, необходимая по его мнению - создание логистически-транспортных систем в Арктике и на Дальнем Востоке, а также субсидирование доставки оленины в центры переработки.

Необходимо не только усовершенствовать правовую базу оленеводства, но и сделать его более инновационным, считают многие эксперты. «Также ничего не заработает, пока нет дешевой энергии. В Арктике в основном дизельная генерация. Но от этого надо уходить в пользу других источников, например, малых речных ГЭС», - подытожил Александр Воротников.

По материалам экспертного центра "ПОРА".

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру