В регионах с вечномерзлыми грунтами необходим контроль над криогенными процессами при строительстве автомобильных дорог, считают в Институте мерзлотоведения СО РАН. Выводы якутских ученых подтверждаются исследованиями на экспериментальных полигонах.
В 2020 году в Якутии по государственному заказу начали изучать влияние вечномерзлых пород на участках автодорог республиканского значения "Амга", "Нам" и "Умнас". Научные исследования проходят во взаимодействии с Минтрансом и Управтодором республики.
По его словам директора института Мерзлотоведения СО РАН Михаила Железняка, основная причина деформации дорожного полотна это криогенные процессы, происходящие в слое сезонной оттайки. И принятый принцип климатического районирования при строительстве автодорог в этом случае не работает. Экспериментальные полигоны позволят узнать физические процессы, происходящие в слоях грунта и выявить их причины. После окончания исследований понадобятся совершенно иные подходы к разработкам проектов обеспечения сохранности дорог для всех регионов страны, входящих в криолитозону - считают ученые.
В Управлении автотодорог республики разделяют их мнение. При этом, отмечают в ведомстве, важно понимание проблемы на федеральном уровне.
"Думаю, система наблюдения на дорогах "Амга", "Умнас" и "Нам" результат принесет. ... На следующий год мы должны привлечь федеральные структуры, чтобы был больший охват сети автомобильных дорог", - говорит генеральный директор Управтодор РС (Я) Семен Филиппов.