В Якутию прибыли первые участники экспедиции РАН «Чистая Арктика – Восток – 77». Первая группа подготовки маршрута и испытателей техники и средств связи приехала в Якутию на обновленных российских вездеходах «Урса». Участники экспедиции проводят испытания в условиях суровых якутских морозов, прорабатывают маршрут основной группы, которая пройдет через регион в апреле, ведут опросы среди представителей коренных народов Севера, а также составляют карту требующих утилизации или консервации заброшенных объектов хозяйственного наследия СССР.
Нам удалось побеседовать с участником экспедиции, мастер-пилотом вездехода «Урса», членом штаба экспедиции Дмитриевым Владимиром Анатольевичем.
Добрый день! Экспедиция начинает работу в Якутии. Чем вы будете у нас заниматься и как долго?
- Моя группа вошла в республику первой и наша задача подготовить картографический материал для предстоящих исследований, согласовать маршруты, вступить в контакт с муниципалитетами, где предстоит работать ученым. А вообще экспедиция будет работать в Якутии до конца апреля. Дольше всех будут трудится социологи и антропологи, которые занимаются интервьюированием представителей коренных народов. Постепенно мы будем рассказывать якутским журналистам о ходе исследований.
На пути к нам экспедиция прошла уже восемь регионов. Что вас удивило на современном российском Севере, что запомнилось больше всего?
- Север меняется к лучшему. Появляется новая техника на зимниках и в поселках, становится больше молодежи, в тундре стало больше оленьих стад, но это все равно Север – он суров и с этим у нас связано много происшествий на маршруте.
Расскажите немного о происшествиях.
- Ну, у каждого человека своя карма и это проявляется в экспедиции. Например, нашего научного руководителя экспедиции постоянно кусают дикие животные. Они видимо чувствуют, что Вероника Симонова необычный ученый и стремятся приобщиться к мировой науке. В нашей экспедиции её укусил соболь, а когда она изучала в библиотеке Гарварда материалы по исследованиям коренных народов, её укусил местный пес.
Если говорить о карме, то случались ли подобные события с Вами в экспедиции?
- Да, по условиям испытаний вездеходной техники в рамках экспедиции, я должен был на вездеходе «Урса» проехать 1900 километров по тундрам от Нового Уренгоя до Хатанги. Когда позади было уже 1500 километров, карма настигла и меня. Дело в том, что после первых 500 километров новый вездеход должен пройти техобслуживание, а перед каждым большим рейсом нужно осматривать все резьбовые соединения и узлы трансмиссии и ходовой части. Я же настолько был уверен в «Урса», что перед выездом из Дудинки поленился проверять, и в тундре, не доезжая Волочанки потерял четыре болта из кардана. Таких болтов в ЗИПе не оказалось. Мы отключили третий мост, переставили болты и добрались до Волочанки, но навсегда запомнили – Север легкомысленности не прощает. И, по итогам наших испытаний уже изменился состав ЗИП во всех новых вездеходах…
А погода в этой экспедиции к вам благосклонна?
- Пожалуй, даже слишком. Я вообще помню только один случай, когда погода не давала нашим ученым поблажек. Это в южной части кольского полуострова – исследовательская партия не начинала высадку с теплохода на берег восемь часов. Туман, как молоко, висел над водой, и берег было совсем не видно, поэтому, капитан не мог подойти к причалу. В результате участникам экспедиции ждать надоело, и они на карбасе местного рыбака переправились на берег, причем двигались на звук гудков автомобиля, который стоял на причале.
А что больше всего помогает в экспедиции, когда становится трудно?
- Помогает поддержка коллег и моменты, когда чувствуешь, что твоя работа нужна стране. Например, сегодня было очень приятно, когда мы приехали в Мирный и проверили почту. Там пришло обращение к участникам экспедиции от нашего главного полярника Артура Николаевича Чилингарова. Он одобрил нашу совместную идею с Молодежным крылом Русского географического общества провести небольшую ревизию карт арктических территорий – выявить безымянные горы, перевалы, озера и нанести на карту их местные названия или предложить новые – в честь ученых и современных героев труда. Ну, и приятно, когда понимаешь, что техника, которую мы испытали для людей Арктики, новые знания о северных территориях очень нужны нашей стране, улучшат жизнь людей.
Отметим, что экспедиция ведет работу в Якутии тремя группами. Испытания техники проводятся в центральных районах республики, социологические и антропологические исследований – в северных районах, также на южной территории весной планируется работа гляциологов и климатологов из федеральных университетов и институтов РАН.