Сегодня, 13 декабря, отмечается важная дата – ровно 90 лет назад постановлением СНК СССР в Советском Союзе утвердили степень кандидата наук. С 1934 года степень кандидата наук присуждается лицам с высшим образованием, которые сдали кандидатский минимум и защитили диссертацию.
В быстрорастущей советской науке решили отделить ученых-преподавателей и ассистентов от докторов наук – людей, которые делают масштабные открытия и создают собственные научные школы.
Наш корреспондент встретился с одним из самых известных исследователей коренных народов Севера – доктором антропологии, получившим степень в Абердинском университете Великобритании и кандидатом наук, получившим степень в России – руководителем Центра арктических и сибирских исследований ФНИСЦ Российской Академии Наук Вероникой Симоновой, чтобы выяснить чем отличается российская ученая степень «кандидат наук» от западных аналогов.
«Ну, во-первых, аналог нашей степени кандидата наук есть – это то, что на западе называется Ph.D. – «доктор философии». Далее идет конкретизация дисциплины, например Ph.D. физики, истории и так далее. Степень Ph.D. – «доктор философии» признает право ученого выступать в качестве преподавателя своих дисциплин в университете или руководства собственной лабораторией, а также проводить свои собственные эмпирические исследования.
Степени, аналогичные нашей докторской, есть и на Западе, и называются Хабилитация. Например, в Германии (Habilitation) и это что-то вроде повышения квалификации и дает возможность карьерного роста ученому. В России степень доктора наук, в социогуманитарном поле переживает кризисное состояние. Работа над докторской диссертацией — это огромный труд, который требует от научного сотрудника инвестиций личного времени и ресурсов, переживания критики и работы с ней, тогда как сама степень сильно не влияет на заработную плату и карьеру. Поэтому, в последнее время, в социологии наблюдается спад интереса молодых сотрудников к написанию докторских диссертаций. Надеемся, что это будет преодолено, поскольку докторская диссертация пишется в зрелом возрасте и рефлексия процесса исследования, а также опыт научной работы уже гораздо глубже, нежели на этапе написания кандидатской диссертации. На мой взгляд, ситуация напрямую влияет на возникновения новых научных направлений и школ», - отметила она.
Интересны мнения ученых об эффективности российской научной иерархии. Вероника Симонова поделилась своим мнением:
«Советская система кандидатских и докторских,, а также пятилетнего базового образования — специалиста была гораздо эффективнее впоследствии введенной Болонской системы. Об этом говорили многие профессора и ученые. Защита кандидатской диссертации предполагала ступень роста научного сотрудника на пути к докторской, тогда как переход на «другие рельсы» создал ощущение «ранней завершенности» работы над собственным вкладом в науку. Работа в рамках определенных научных школ была нормой как в СССР, так и на Западе. Однако сегодня во многом из-за отказа от схемы специалитет — кандидатская — докторская в пользу схемы мастерская — Ph.D. (кандидатская) — докторская (хабилитация) привела к ряду сложностей в восприятии работы над научной карьерой сегодня.
Преимуществом Ph.D. в социальной антропологии является финансирование длительной полевой работы — год нужно провести среди людей, культуру которой изучает антрополог, тогда как для кандидатской это необязательно. С другой стороны, подготовка в советской системе предполагала очень разностороннее образование и аспирант имел возможность регулярно быть в поле, по сути не отрываясь от него, в зависимости от темы диссертации и научно-исследовательских вопросов.
Разумеется, степень доктора наук — это очень весомое слово, которое соискатель говорит всему научному сообществу, слово, которое будет жить уже независимой жизнью после защиты, тогда как степень кандидата наук — это форма доказательства мастерского овладения навыками работы ученого и способности мыслить самостоятельно и системно. Ph.D. находится где-то посредине. Эта степень воспринимается как серьезное слово, но, все еще не труд жизни. На мой взгляд, было бы правильно грамотно и скрупулезно оценить обе системы становления ученого и выбрать из обеих оптимальное и эффективное для работы и институциональной интеграции молодых специалистов в современном мире»
Источник: Экспедиция «Чистая Арктика — Восток — 77»