Якутия может зарабатывать на дикоросах до 35 млн долларов в год

Якутия может зарабатывать на дикоросах до 35 млн долларов в год

В Якутии проходит серия дискуссионных площадок по формированию долгосрочной Стратегии развития республики. Площадки проводит врио Главы региона Айсен Николаев. Первой темой стало сельское хозяйство. В режиме свободного диалога выступить мог любой желающий. Перспективные идеи высказал генеральный директор ООО «Ягоды Якутии» Артур Аржаков.

«Вы не раз перед нами ставили задачи по развитию нетрадиционных видов отраслей экономике, по переформатировании экономике республики. В соответствии с майскими указами Путина стоит задача довести долю экспорта в структуре валового внутреннего продукта до 20 %. У нас есть свои предложения – обратить внимание на отрасль дикоросов в Якутии. Есть тенденция в мировой экономике, что рынок дикоросов растет, за несколько лет он вырос в десятки раз. А у нас объем дикоросов огромный!», - отметил Артур Никитич.

Сегодня, по его словам, изученный объем брусники – 2 млн. тонн, это 200 млрд руб, которые ежегодно прорастают и сгнивают. А ведь якутские ягоды уникальны по своему биохимическому составу. Если обратить внимание на эту отрасль, то можно организовать сотни рабочих мест на этот период. Так, к примеру Томская область зарабатывает порядка 15 млрд, занимая до 100 тыс человек. Сегодня в России есть три основных региона по заготовке и переработке дикоросов: Северо-Западный регион (Карелия, Новгородская, Псковская и Архангельская области), Центральный регион (Вологодская, Владимирская, Ивановская и Кировская области) и Сибирь (Томская область, Алтай и Красноярский край). В этот список может успешно войти и Якутия. Однако для начала необходимо решить несколько ключевых проблем.

Во-первых, это заготовка. Система на сегодня фактически не работает. Аржаков предложил создать систему сдачи дикоросов на базе молокозаготовительных пунктов, которые успешно функционируют в республике. «Опираясь на нее, можно создать и систему сдачи дикоросов, чтобы в каждом селе, где население готово сдавать ягоды, работал пункт. Стоит это не долго, надо, правда оснастить некоторым оборудованием, например, шоковой заморозки. Но затраты сопоставимы с ожидаемым результатом. Это очень небольшие вложения», - подчеркивает руководитель.

Во-вторых, остро стоит вопрос переработки. Так, например, сегодня срок хранения якутских морсов две недели, соответственно выход на более далекий, рынок невозможен. Но если, по мнению Аржакова, «мы его закупорим в стекло или термоустойчивый пластик и нальем «в горячую», он у нас будет храниться год». Так продукт приобретёт экспортный потенциал.

В-третьих, необходимо решать вопросы сбыта. «У нас есть контакты и с китайскими партнерами, мы делали несколько пробных продаж на север Китая. Мы готовы предоставлять продукцию в эту страну, но мы понимаем, что раз выходим на экспорт, у нас должны быть принципиально другие объёмы поставки, иной уровень переработки и, конечно, маркетинговой политики. Мы должны позиционировать товар из Якутии, как экологически чистый продукт».

По предварительной оценке Артура Аржакова, если Якутия освоит хотя бы одну тысячную своего потенциала, например, 1/10 процента по бруснике, то регион сможет выйти на 2 тыс тонн! А это может внести в структуру экспортной корзины 35 млн долларов в год.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру