Сегодня, 6 июня, по всей России отмечается День русского языка. Празднованием этого дня 6 июня мы обязаны Александру Сергеевичу Пушкину, основоположнику современного литературного русского языка. А мы, тем временем, задались вопросом: мог ли быть Пушкин связан с Якутией? Попробуем разобраться.
Возможно, в детстве, «солнце русской поэзии» слышал о Якутии от своих родных, ведь его родственники жили и побывали в Якутске в 17-19 веках. Первым был Василий Никитич Пушкин, который работал воеводой Якутского уезда 1646-1649 гг. Он сделал ряд добрых для края дел: привел в порядок казацкую службу, улучшил политику сбора ясака (налога) от населения, установил единый размер для всех налогоплательщиков в 35 волостях Якутского края.
Далее в Якутии в 1724 г. побывал Василий Бобрищев-Пушкин, солдат лейб-гвардии. Он выполнял указ царя - задержать воеводу Ивана Ракитина и заключить в тюрьму до приезда нового воеводы.
На ссылке в Якутии был Бобрищев-Пушкин Николай Сергеевич, обвиненный в участии в декабристском движении. Его сослали в Якутск, куда он прибыл в сентябре 1826 г. и сразу был отправлен в Среднеколымск. Он там пробыл недолго. В январе 1827 г. переведен в Туруханский край. Его вина была в том, что он согласился спрятать документы Пестеля.
Четвертым был Захар Григорьевич Чернышев, граф, член «Северного общества». В Якутске прожил недолго, 8 месяцев. Жил вместе с А. Бестужевым-Марлинским. От него Пушкин узнал много сведений о Якутии, когда он поехал на Кавказ весной 1829 г., где З.Г. Чернышев служил в русской армии. После встречи с ним Пушкин писал: «Мне захотелось туда съездить для свидания с братом (Львом) и с некоторыми из моих приятелей».
От своих товарищей-декабристов (А.А. Бестужева-Марлинского, Н.А. Чижова, М.П. Муравьева-Апостола) Пушкин узнал о природе, о народах и их нравах, культуре якутского края. Письма, статьи, рассказы, стихи о Якутии его товарищей печатались в московских и петербургских газетах, журналах.
Больше всего Пушкин заинтересовался «Рассказами о Сибири» Бестужева-Марлинского, посвященными Якутии. «Тунгус беден, но честен и гостеприимен...», пишет автор. Слово «тунгус» потом включит в свое знаменитое стихотворение А. Пушкин:
«...И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык».
Больше всех о Якутии рассказывал Пушкину его друг, лицеист Федор Матюшкин. Сперва они оба пристрастились к чтению о путешествиях и географических открытиях, познакомились с трудами, где было рассказано о Якутии. В разъездах по нашему краю он не забывал лицейских друзей, писал и Пушкину.
После угрозы ссылки в Сибирь из-за произведений «Вольность», «Деревня» и «К Чаадаеву», он возвращается к теме Сибири. Советует Ф. Матюшкину написать книгу о Сибири и Якутском крае.
А.С. Пушкин конспектировал фундаментальный труд С.П. Крашенинникова, по которому видим, что он изучал историю завоевания якутскими казаками Камчатки и их маршрут от реки Лены до Усть-Яны. Пушкин пишет: «Путь из Якутска шел только зимний. Скарб везли на нартах. Путь шел: по реке Лене вниз до ее устья, оттоль по ледяному морю до устья Индигирки и Колымы — оттоль сухим путем через Анадырск до Пенжинского моря… От Якутска до Усть-Яны — 1960 верст...».
Великий поэт оставил след не только в русской литературе. Основоположники якутской литературы А.Е. Кулаковский, А.И. Софронов - Алампа, Н.Д. Неустроев и многие другие обращались к произведениям Пушкина. Они вдохновлялись его свободолюбивыми, демократическими произведениями. Произведения якутской литературы проникнуты философской тематикой Пушкина.
Жизнь и творчество А.С. Пушкина, несомненно, тесно связано с историей Якутии и его литературой. То, что он знал о нашем крае, изучал его - предмет гордости для якутян.