В Республике Саха (Якутия) дан старт амбициозному международному научному проекту, направленному на сохранение языков и культуры народов Севера и Арктики в эпоху цифровых вызовов. Проект, получивший поддержку Российского научного фонда, объединит усилия ведущих ученых России и мира для документирования речи, исследования процессов билингвизма и создания инструментов для возрождения исчезающих языков с использованием современных цифровых технологий и больших данных.
Официальный старт проекта был объявлен на пресс-конференции в Республиканском медиацентре «Сахамедиа». Проект носит название «Языки и культуры народов Севера и Арктики Российской Федерации: комплексные социогуманитарные исследования (на основе анализа больших данных)» и является одним из самых масштабных в России в области гуманитарных исследований.
Мероприятие прошло в рамках Научной школы для молодых исследователей «Современные методы исследования языков и культур Арктики», которая проходит с 18 по 27 августа на базе Северо-Восточного федерального университета (СВФУ). В течение этих дней молодые ученые смогут перенять опыт у признанных экспертов в различных областях, от диалектологии и этнографии до искусственного интеллекта.
Модератор пресс-конференции, доктор филологических наук Нинель Малышева, подчеркнула значимость проекта, отметив, что он "создаёт инструменты будущего – географического, языкового и социального, предполагает консолидацию не только в сфере науки и образования, но и взаимодействие с реальным сектором экономики". Она также выразила уверенность, что реализация такого амбициозного замысла невозможна без поддержки надёжных партнеров, среди которых Малая академия наук Республики Саха (Якутия) и Фонд развития и новшеств региона. "Сохранение языков – это не только задача лингвистов и ученых, – подчеркнула Малышева. – Это задача всего общества. Язык – это душа и жизненная энергия народа. Только вместе мы сможем сберечь это наследие для будущих поколений".
Особое внимание в проекте уделяется вызовам цифровой эпохи. Руководитель проекта, профессор Чикагского университета Ленора Гренобль, отметила необходимость фиксации живой речи, особенно в условиях стремительного распространения интернета. "Когда мы приезжаем в сёла Якутии, видим: как только появляется интернет, дети очень быстро усваивают русский язык – и делают это через YouTube. Они начинают говорить на своеобразном “ютубовском варианте” русского. Такая же ситуация наблюдается и в Гренландии, где дети перенимают английский язык с онлайн-передач. Родители в ужасе: они перестают понимать своих детей. С этим нужно работать – иначе традиционные языки окажутся вытесненными. Если вы хотите, чтобы ребёнок говорил на якутском, надо говорить с ним по-якутски. Это просто, но другого пути нет", – заявила профессор Гренобль.
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Николай Вахтин, опираясь на мировой опыт, подчеркнул, что язык можно возродить даже после его исчезновения. Для этого, по его словам, необходимо два условия: хорошая документация (грамматики, словари, тексты, желательно аудио) и энтузиасты, готовые этот язык возрождать.
Цифровое направление проекта курируют специалисты СВФУ. Старший научный сотрудник лаборатории «Вычислительных технологий и искусственного интеллекта» Уйгулаана Калачикова рассказала о создании уникальной платформы, которая объединит данные по языкам Якутии, моделируя процессы билингвизма и прогнозируя факторы, влияющие на сохранение или исчезновение языка. По ее словам, на выходе будет цифровая система, доступная не только учёным, но и школьникам, учителям, носителям языков. Уже сейчас идет работа над алгоритмами распознавания устной речи и созданием математических моделей развития языков. Проект рассчитан на 4 года, но при успешной реализации может быть продлён до 7 лет.
Ректор Малой академии наук Якутии Василий Павлов подчеркнул культурное и историческое значение проекта, отметив, что изучение языков всегда было моделью исследования развития человеческого общества. "Ещё в XVIII веке немецкие учёные вместе с российскими академиками начинали с якутского языка как основы для сравнительных исследований. Сегодня мы продолжаем эту традицию, но уже в междисциплинарном формате – соединяя лингвистику, генетику, цифровые технологии. Это модель будущего", – заявил Павлов.
Айталина Тимофеева, одна из организаторов Научной школы для молодых исследователей, отметила, что в этом году школа стала более масштабной и междисциплинарной. Для студентов это уникальная возможность общаться напрямую с крупнейшими учёными мира, такими как Ленора Гренобль, Николай Вахтин и Анна Дыбо.
Проект, объединяющий фундаментальные науки, цифровые технологии и реальные практики сохранения языков, обещает стать одним из самых значимых в России в сфере гуманитарных исследований и дать ответы не только о прошлом и настоящем, но и о будущем народов Арктики.