Дизайнер Айылгаана Понохова: Каждое изделие должно быть уникальным и единственным

Дизайнер Айылгаана Понохова: Каждое изделие должно быть уникальным и единственным

Национальные стилизованные якутские украшения с современными костюмами, сочетание традиционных узоров с модными аксессуарами, дыхание новой жизни в культурное наследие предков – это почерк дизайнера Айылгааны Поноховой.

В 2013 году Айылгаана окончила Якутский колледж технологии и дизайна традиционных промыслов народов Якутии, а также получила диплом об образовании на кафедре дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики «Художественная резьба по кости» в Арктическом государственном институте культуры и искусств. В списке ее достижений множество побед в конкурсах молодых дизайнеров.

В 2014 году она начала создавать стилизованные эксклюзивные изделия в национальном стиле. Её имя (якут. Айылҕаана) означает «природа», которое, очевидно, даровало своей обладательнице творческий талант и уникальный почерк в работах. Дизайнер создает и играет с формами, узорами, техникой и цветами, работает с разными материалами.

Художник декоративно-прикладного искусства, член Союза художников России, любящая супруга и молодая мама Айылгаана Понохова сегодня рассказала нашему корреспонденту о своих первых творческих шагах, о том, кто и что вдохновляет её на новые работы, а также поделилась тонкостями создания самобытных украшений.

Фото: личный архив Айылгааны Поноховой

Добрый день, Айылгаана Анатольевна! Начнем с простого вопроса: с чего начался ваш творческий путь?

Добрый день! Первые шаги начались в школе, в 7 классе. Училась я в Намском улусе, СОШ №1. В школе проходил фестиваль «Восходящая звезда-2005», мы получили гран-при за «Лучший показ моды» с девочками из класса. Меня поддерживала моя мама, помогала и давала советы, учила создавать коллекцию. С того дня всё и началось.

Фото: личный архив Айылгааны Поноховой

С 8-го класса начала рисовать моделей и создавать свои наряды для них, так и нарисовала эскиз коллекции. С мамой мы начали создавать коллекцию «Үрүн түүн». Отправляли заявки в различные конкурсы молодых модельеров. В школе у себя нашла моделей, и мы стали дружить. Они меня поддерживали и всегда принимали участие в показах. Ездили участвовать в конкурсе «Полярная звезда». Мамины модели с театра мод «Сардаана» тоже принимали участие. Нас приглашали участвовать во многих мероприятиях. С того периода осталось много благодарственных писем и грамот.

В 2009 году переехала учиться в родную деревню и окончила Вилючанский лицей-интернат им В. Г. Акимова в селе Хордогой Сунтарского улуса. Там тоже принимала участие во многих мероприятиях со своей коллекцией.

У многих якутских семей творческий талант передается из поколения в поколение. Занимается ли кто-либо еще в вашей семье творчеством?

Да, моя мама. Понохова Зинаида Дмитриевна – народный мастер Республики Саха (Якутия), отличник образования РФ, РС(Я), отличник культуры РС(Я), преподаватель Национального шитья «Намского педагогического колледжа им. И. Е. Винокурова», руководитель первого театра мод «Сардана» в Якутии. Вот поэтому творческая стихия у меня с самого раннего детства.

Фото: личный архив Айылгааны Поноховой

Сколько себя помню, я всегда наблюдала и восхищалась всем прекрасным, что окружает мою маму. Она всегда брала меня с собой на работу и на разные мероприятия – была её хвостиком. С другими детьми с работы мамы мы играли по всему колледжу, прятались в учительской, бегали по всем углам и играли в костюмерной. Поэтому я видела, как работают художники, скульптора, ювелиры, мастера декоративно прикладного искусства всех видов. Я наблюдала, как создаются платья, костюмы и украшения в мамином кабинете. В итоге, решила пойти по стопам мамы – создавать прекрасное и приносить людям счастье и новое вдохновение.

Фото: личный архив Айылгааны Поноховой

Каким образом вы увлеклись созданием изделий в национальном стиле? В чем основная идея ваших работ и их уникальность?

В 2017 году поступил заказ от моей подруги на стилизованное украшение, чтобы носить с халадаем (прим. якутское национальное платье) на Ысыах. Я сделала колье с поясом, косоплетку и серьги. Потом в 2018 году помогала маме с её заказом на полный комплект национального костюма – мы делали нагрудное украшение хаппар (прим. изначально маленькая сумочка, которую носили с боку на ремне, с вышивкой ручной работы, пришитым вручную бисером и серебряными бляшками). Помогая маме, я между делом придумала нагрудное украшение, более современное и стилизованное. Мне понравилась идея того, как это изделие лежит, то есть его не надо застегивать – взяла, надела и пошла. Очень удобно.

Фото: личный архив Айылгааны Поноховой

Я начала их [нагрудные украшения] делать плоскими, в виде маленьких картин из бисера, могла и сумочки, и мешочки сделать по желанию, иногда делала изделие-трансформер, чтобы можно было носить по-разному. То, что создала выложила в социальные сети. Многим понравилась идея. Первое стилизованное украшение купили сразу, оно полетело в Пусан, в Южную Корею.

Фото: личный архив Айылгааны Поноховой

Украшения можно носить с брючными костюмами или с современными нарядами, как душа пожелает, так как [украшение] подходит ко всем современным образам.

Во время работы я долгое время подбирала формы и искала разные техники в интернете. Нашла свои фишки, чтобы был собственный стиль. Багаж знаний приобретен от мамы, от преподавателей с ЯКТиД и АГИКИ. Каждое изделие должно быть уникальным и единственным в своём роде. Этому меня учили с детства, и поэтому я вкладываю много труда, сил и любви в свои изделия.

Для вас это больше работа или хобби?

Мне нравится то, чем я занимаюсь, и к своему творчеству не отношусь как к работе – больше, наверное, как хобби, чтобы мои изделия приносили радость и восхищение. Создаю в свободном плавании, без давления. Когда шью – это как медитация.

Фото: личный архив Айылгааны Поноховой

Ваши работы вдохновляют многих на создание изделий в национальном стиле. Что дает идею для новых работ? Подают ли интересные идеи сами заказчики?

Я всегда вдохновлялась творческой аурой, в которой мама работала. А книги, которые меня вдохновляют это – работы Бориса Федоровича Неустроева - Мандар Уус, например, «Көмүс Күлүмэ». Цветами и формами можно вдохновляться и гуляя по природе, по городу, в просторах интернета, также сами заказчики могут предложить добавить свои любимые цвета.

Фото: личный архив Айылгааны Поноховой

У меня самые лучшие заказчики! Я почти со всеми поддерживаю связь. Моим первым заказчиком на стилизованный хаппар была наша невестка, Маша Осипова. Каждый человек уникальный, и я стараюсь узнать о них немного, чтобы изделие было уникальным. Заказчики дают мне полную свободу творчества. Я у них всегда спрашиваю, какой дизайн из моих работ они хотели бы заказать, а если хотят что-то другое, я им предлагаю новую идею. Они отправляют фотографии с нарядами, с которыми они хотели бы носить [украшения], и тогда я подбираю цвета.

Какие виды национальных украшений, аксессуаров или может одежды вы уже стилизовали?

Халадаи, мужские рубашки, сценические костюмы и наряды в этническом стиле. Хаппар, нагрудное и набедренное украшение, пояс, серьги, бөҕөх (прим. браслет), головные уборы, илин и кэлин кэбиһэр (прим. нагрудно-наспинное украшение), косоплетки.

Фото: личный архив Айылгааны Поноховой
 

С чего начинается создание столь самобытный изделий? Вы заранее подготавливаете эскизы?

Создавать и стилизовывать мне нравилась с самого детства. Нравилось рисовать костюмы и наряды. Когда училась на костореза тоже рисовала и делала эскизы. А когда начала создавать стилизованные нагрудные и набедренные украшения, перестала рисовать эскизы. Цвета, формы и узоры создавались сами по себе, поначалу, конечно, были и неудачи, и приходилось всё заново делать. Но на второй раз получилось, как надо.

Полагаем, это скрупулезная и трудоемкая работа. Можете рассказать подробнее о процессе работы, какие материалы используете?

Работаю с двумя иглами, без наперстков – мне так удобнее шить. Есть станок и пяльцы, но их использовала только раз. Хочу уже наконец-то начать работать с ними.

Материалы использую такие: фетр, замша под материал, дублерин в несколько слоев, бархат, японский бисер, чешский и китайский бисер, бусы пластиковые и стеклянные, рондели, металлические бляшки и трубы, костюмные ткани, репсовые ленты, фермуары, тесьма, прочные нитки, мононить и другие по мелочи.

Фото: личный архив Айылгааны Поноховой

Бисер шью вручную и начинаю шить с основы, потому что это самое главное в украшении, а после уже соединяю все части. Чтобы смотрелось эффектно, нужно больше «висюлек». Делать громоздкими не стоит – смотрится не очень красиво, что-то среднее должно быть.

Вы являетесь членом Союза художников России. На ваш взгляд, какое значение имеет Союз для художника?

Для меня имеет огромное значение поддержка и признание членов Союза Художников. Я и мечтать не могла о таком. В один прекрасный день мне написала Анна Григорьевна, мой преподаватель по Истории искусств и руководитель нашей кафедры в АГИКИ. Она предложила, чтобы я подала заявку. Петрова-Кэрэһит Анна Григорьевна, Рахлеева Ольга Афанасьевна и Чоччасов Николай Никитич поддержали меня, и я решилась на этот огромный для меня шаг.

Очень сомневалась и боялась. На тот момент носила под сердцем малыша. Я тогда подумала, что моя малышка будет гордиться мной, если меня примут. Собрала и отдала документы, но уже и не ждала ответа. И в один прекрасный день приходит сообщение о том, что меня приняли! Мама, муж, все мои родственники были очень счастливы за меня. Мне кажется, такое признание даёт возможность дальше расти творческому человеку, общаться с коллегами и участвовать в выставках.

Фото: личный архив Айылгааны Поноховой

Кроме стилизованных украшений, хотели бы попробовать себя в чем-то новом? Или может уже увлекаетесь?

Хотела бы создавать картины и начать снова заниматься резьбой по кости, а пока все тихо.

Планируете участвовать в каких-либо масштабных проектах или выставках? Собираетесь проводить персональную выставку?

В прошлом году стала женой и мамой, поэтому пока больше времени уделяю семье. Мечтаю о персональной выставке, но об этом, наверное, начну думать, когда закончу список заказов.

Фото: личный архив Айылгааны Поноховой

Какие советы можете дать начинающим мастерам?

Найти свой стиль, почерк, свои формы, которые вам подходят. Иметь свою отличительную черту. Вдохновляйтесь другими работами, не копируя других мастеров, чтобы ваши изделия были более оригинальными. Начинать и искать новую идею всегда тяжело, но в будущем вы скажете себе спасибо за терпение и труд. Вкладывать всю себя и работать не для заработка, а для души и тогда всё придёт.

Фото: личный архив Айылгааны Поноховой

 

Текст: Евдокия Дорофеева 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру