Недетские игры в жизнь и в войну от Русского драмтеатра Якутска

В ГАРДТ им. Пушкина сыграли «Дни Турбиных»

21.05.2018 в 14:55, просмотров: 568
Недетские игры в жизнь и в войну от Русского драмтеатра Якутска

В ГАРДТ им. Пушкина сыграли «Дни Турбиных»

Премьера спектакля «Дни Турбиных» в Государственном академическом русском драматическом театре им. А.С. Пушкина состоялась 18 и 19 мая. Разгадывать театральные ребусы я люблю. Премьеру в Русском драмтеатре Якутска «Дни Турбиных» от режиссера Сергея Потапова, о котором я ничего не знала до этого дня, лично мне разгадывать было приятно. Оказалось, тип мышления режиссера очень мне близок. Сошлось все: от выстроенных картин, сценографии, музыки, до маленьких оригинальных находок, чудинки, ровной прорисовки света… Чудесные метаморфозы с носилками, которые одновременно и стены, и двери, и портьеры, и место для последнего сна… Образ корабля – страны, бегущей от самой себя, и тонущей вместе с людьми и крысами… Перевернутая радость праздника… Четыре сестры милосердия – как всадники апокалипсиса, с милыми женскими лицами… ждущие, своего часа, и подобные лернейской гидре готовые тебя сожрать. И, конечно, «игра в жизнь и в войну». Вечные беспечные дети Турбины и Ко, которые погибнут молодыми, так и не успев повзрослеть. Дети, которые вечно будут радоваться танцу, как герои полотна Анри Матисса, и этот хоровод будет их вечным приютом. Спектакль удался. Идти!

Репертуар в ГАРДТ им. А.С.Пушкина разный, сравнивать одно с другим глупо. Здесь разные режиссеры, жанры, стили, почерки. Есть легкие спектакли на «скоротать вечер» – комедии Голуба, есть фундаментальные, слайдовые почти исторические реконструкции от мэтра Андрея Саввича, есть отдельно взятые уникальные работы разных приглашенных режиссеров. Поэтому, идя с билетом и букетом наперевес в ГАРДТ, внутри всегда трепещет интрига: никогда не знаешь, какой стиль тебя ждет сегодня. Знаешь одно – актерская работа будет на высшем уровне, ведь труппа здесь сплоченная и сильная, за каждым приятно наблюдать, даже если актер не занят в первой линейке.

Да, «Дни Турбиных» спектакль, который надо обязательно увидеть. Скорее всего, часть зрителя, будет в легком шоке, как это произошло на первом показе – часть пятого ряда в антракте как корова языком слизала, и это в современных реалиях ожидаемо. Мы находимся на стыке поколений: взрослого зрителя 90-х, фактичекски пропустившего театральные перемены, потому что «было не до этого», и ждущего классический понятный «не напряжный» театр, зрителя молодого пытливого, готового к оригинальным театральным находкам.

При классическом литературном материале «Дни Турбиных» спектакль оригинальный и современный. Он балансирует между тем самым Булгаковским языком и на первый взгляд странными режиссерскими идеями. Спектакль я смотрела дважды. Повезло. Увидев его в первый премьерный день, сначала показалось, что режиссер этими самыми идеями несколько перекрыл актерскую работу с характерами их героев, переперчил так сказать. И в первой картине широкими небрежными шлепками краски нанес «оригинальности» на еще пока чистый холст. Но постепенно, мое мнение менялось, действие захватывало, и те широкие мазки, постепенно обрастали мелкими штрихами. В первый день в части сцен, чувствовалось - некоторым актерам приходиться энергетически тянуть на себе происходящее.

Так, «Елена» Екатерины Зориной цепко держала стержень эпизодов. Или «Мышлаевский» Степана Федоренко, который некоторые сцены буквально тащил на себе, и непонятно было, откуда в актере берется столько сил и как при таком резком энергетическом скачке в первых сценах, он будет расти дальше, а ведь рос. Его герой вышел интересным, живым, настоящим, наверное поэтому зритель так тепло реагировал на каждое его появление. Почти то же удалось и «Шервинскому» Илье Данилевскому. «Лариосик» Иван Мишагин – совершенно невероятное попадание в образ, прекрасная органичная работа. «Гетман» Дмитрий Трофимов, слегка переборщивший в первый день, совершенно точно попавший во второй… В сцене агонии и предательства гетмана, подчинившегося обстоятельствам и плану немецкого командования, особенные аплодисменты актерам Дмитрию Юрченко и Владимиру Кропотову. Казалось бы, это сцена, в которой главенствует бешеный темперамент гетмана в исполнении Трофимова, но стержень и колючий ледяной взгляд немецкого генерала Фон Шратта (Дмитрий Юрченко), очень точно противостоял хмельному гетмановскому огню.

Во второй день, кстати, спектакль вообще выглядел иначе: сцены стали плотнее, не нужно было выискивать связь между актерами, она просто была, и уже никому ничего не приходилось тянуть. Как мне показалось, труппа, что называется «вошла в тантру». И здесь уже ярче стали выделяться те маленькие, но очень сильные сцены и моменты. Эпизод «Студзинского» актера Степана Березовского, когда его герой, его солдат, покинувший командира, понимает, что они натворили. Одно слово – мурашки! Момент крика Николки (Евгений Золотуев), изумленный потерянный взгляд лакея (Влад Мичурин), узнавшего о бегстве начальства, дерганность Тальберга (Михаил Мамлеев), предающего свою жену, забавная немного китчевая бравада юнкера Александра Сердюкова, которого всегда было видно в солдатской толпе… Спектакль удался и однозначно войдет в список лучших постановок театра наряду с «Семеро святых», «Эти свободные бабочки», «Калека с острова Инишмаан», «Очи черные»…

Наталия Чемашкина