С 2023 года в Якутии стартовало школьное инициативное бюджетирование, в рамках которого было выдвинуто 133 инициативы, из которых 56 успешно реализованы. Об этом сообщила заместитель министра финансов республики Лариса Павлова в программе «Актуальное интервью» на телеканале «Якутия 24».
В голосованиях по проектам приняли участие около 12 тысяч школьников и педагогов. Наиболее популярными инициативами стали обустройство зон отдыха, создание медиастудий, центров детских инициатив, коворкингов, велопарковок и фотозон, а также приобретение сценических костюмов. Все проекты должны быть реализованы в течение одного календарного года.
Пилотный проект школьного инициативного бюджетирования начался в Якутии с 2023 года, после значительной подготовительной работы, включающей обучение школьников и педагогов основам проектной деятельности и бюджетного планирования. Эксперты Научно-исследовательского финансового института Минфина России оказали поддержку в организации обучающих мероприятий, в которых участвовали более 240 человек из разных районов республики.
В проекте участвуют 19 образовательных организаций, включая школы Якутска и другие учебные заведения из Хангаласского, Мирнинского и Чурапчинского районов. Финансирование проектов осуществляется за счет государственного бюджета: в 2023 году было выделено 3 миллиона рублей, а в 2024 году сумма увеличилась до 5,7 миллиона рублей.
В 2025 году в рамках общереспубликанского конкурса проектов ШкИБ было подано 67 заявок с общей стоимостью почти 19 миллионов рублей, однако финансирование ограничено до 5,7 миллиона рублей. Итоги конкурса будут подведены до конца мая.
Заместитель министра отметила, что эта практика способствует росту интереса школьных сообществ и позволяет каждому ученику стать частью изменений в своем образовательном учреждении. Процесс реализации школьного инициативного бюджетирования состоит из семи этапов: от информирования о проекте до торжественного открытия готовых объектов. Эта инициатива направлена на повышение качества образовательной и социальной среды через активное вовлечение учащихся, родителей и педагогов в процесс принятия решений о распределении бюджетных средств.